Общество

«Как далеко может зайти цинизм?» Левон Барсегян

Radar Armenia побеседовал с Левоном Барсегяном, председателем правления клуба «Аспарез» в Гюмри , о санкциях, введенных против России после российско-украинской войны, и заявлениях властей Армении .


- Господин Барсегян, Путин заявил, что СССР жил в условиях санкций и добился больших успехов. Как бы вы прокомментировали это заявление, сравнимы ли сейчас ситуации СССР и России?


- Нет, не сравнимы. Нельзя сказать, что Россия легко выдержит эти санкции. Считаю сказанное им пропагандистскими мыслями внутреннего употребления: мол "держись, всё будет хорошо". Конечно, Россия не будет уничтожена санкциями, но страна и особенно люди, а особенно армяне, которые там работают, окажутся в неописуемо тяжелом положении. Слова Путина звучат очень оптимистично, но я очень сомневаюсь в этом оптимизме.


— Владимир Путин отмечает, что санкции — это возможность укрепить экономический и технологический суверенитет. Это так?


- Слова о том, что это способ стимулирования экономики, - полуправда, в том смысле, что до санкций России никто не мешал развивать свою науку, экономику и т.д. Это отчаянный путь, когда ты изолирован практически от всего мира, ты обречен использовать свои внутренние ресурсы для решения проблем выживания. Мысли о том, что «наконец-то у нас будет развивающаяся российская экономика» звучат крайне экстремально. «Кто-то сказал: «Макдональдс уходит, мы откроем сеть ресторанов». Кто тебе мешал? Открыл бы раньше. Непременно нужно было начинать войну, нападать на другую страну, вводить санкции? 


- Как бы вы прокомментировали выход России из Совета Европы?


- Решение уйти было принято Россией для защиты своих интересов, это понятно. Тем самым она, по сути, не вредит Совету Европы. Но отстаивает свои интересы, хочет быть защищенным от ряда санкций. Если не ошибаюсь, несколько лет назад Россия решила, что ее законодательство выше международных договоров, которые она подписала. Это доказательство того, что Кремль в отчаянии решает еще больше отгородить свою страну от мира. Он сам является инициатором возведения нового железного занавеса. 


- Во время встречи с Путиным Лукашенко предложил собраться в Москве на уровне ЕАЭС и ОДКБ,  обсудить, как жить в условиях санкций. Если в случае с Арменией не будет санкций, должны ли мы участвовать на этой встрече? 


- У Армении много зависимостей, и эти зависимости образовались не только от России. Они формировались властями Армении на протяжении 30 лет. Уступая военный потенциал России, в Армении, стремительно развивалась коррупция, присваивались государственные ресурсы, страна ослабла, а после войны и вовсе оказалась с сложном положении. Тот же Лукашенко стал узником Кремля из-за своих беззаконий. До той войны, конечно, ходило много слухов, что Россия попытается в какой-то мере воссоздать СССР, не таким, каким он был, но, по крайней мере, попытается возродить его клон. Если она попытается сделать подобное с Арменией, то мы можем сказать: «Знаете, и без того наша экономика в плачевном состоянии, дороги закрыты с обеих сторон, а, вы хотите, чтобы мы прошли под дополнительные санкции?» Это можно объяснить очень вежливо. Конечно, это не значит, что Кремль сразу поймет и отнесется к этому с пониманием, но я думаю, что проблема здесь двусторонняя. С другой стороны, Кремлю может быть даже  выгодно сохранить за Арменией хотя бы одно из окон в мир. Верно, что это маленькое окно, но всё-же окно, тем более, что оно связано с Ираном. В этом смысле я очень сомневаюсь, что будет давление. На мой взгляд, будет давление на Армению и страны Центральной Азии, в контексте «давайте присоединяйтесь, что-то делайте». Очень сложно представить, что у Кремля будет столько самоуверенности, хотя последние заявления Кремля показывают, что чувство реальности уже достаточно потеряно. Последнее доказательство мы получили вчера из заявления Лаврова, что Россия не нападала на Украину. Это заставляет серьезно задуматься о том, как далеко может зайти цинизм. Мы слышали пропаганду, мы слышали ложную информацию, но такая ложь на уровне такого чиновника уже говорит о патологии, серьезных проблемах со здоровьем или вообще о потере координат. Повторюсь, России может быть гораздо выгоднее иметь относительно независимую Армению, чем принуждать ее к присоединению к союзной республике, как это было сделано в случае с Белоруссией. 


Ануш Мкртчян