Реплика

А нуждаются ли российские миротворцы в защите, к тому же такой?

В ноябре прошлого года, когда госминистром Нагорного Карабаха был назначен Рубен Варданян, общество в публичном дискурсе пыталось понять, что под этим скрывается. Помимо похвалы и одобрений, ходили слухи о том, что Варданяна командирован в Арцах Российской Федерацией.

Основанием для этих разговоров было то, что Варданян был бизнесменом из России, у него также есть серьезные связи в общественных, политических и информационных кругах. Оправданы такие настроения или нет, должна показать деятельность Рубена Варданяна. Сегодня в ходе телепередачи Степанакерт-Ереван «Арцах. Месяц в блокаде» Варданян размышлял о роли и значении российских миротворцев. Ответ Варданяна на вопрос журналиста произвел впечатление нервозности. «Я не хочу комментировать слова политика». Так начался его ответ. Этот «Политик», вне зависимости от личных симпатий и антипатий бизнесмена, является премьер-министром РА. В контексте вопроса о российских миротворцах такая оговорка показывает реальность того, насколько щепетилен Варданян к вопросам, поднимаемым о политике Москвы.  

Рубен Варданян, жалуясь вне строк своего ответа, отмечает, что поддержка РА в основном выражается в финансовом и правовом аспектах. Государственный министр, вероятно, осенью 2020 г. был полностью оторван от армянской действительности и не знает о войне и ее последствиях. В противном случае вряд ли он умышленно игнорировал тот факт, что в настоящее время РА имеет ограниченные возможности в вопросе Нагорного Карабаха из-за тяжелых результатов войны. Ведь если Россия, в составе которой Варданян был не против видеть Арцах в роли «процветающего» Татарстана, не может заставить Азербайджан открыть Лачинский коридор, то как можно ожидать такого от Армении? 

При этом Рубен Варданян убежден, что нужно сделать все, чтобы российский миротворец чувствовал себя хорошо, чувствовал, что играет большую роль. Идя дальше, он призывает и приказывает прекратить нацеливаться на русских. Во-первых, Варданяну следует напомнить, что наоборот, российский миротворец, согласно своим обязанностям, должен делать все, чтобы население Нагорного Карабаха чувствовало себя хорошо (в текущей ситуации обеспечение безопасности), российский миротворец должен выполнять свои обязанности, как положено, от того и местное население почувствует себя хорошо, и российский миротворец почувствует свою большую роль. Это элементарные вещи, которые хорошо знает такой человек, как Варданян. Он просто пытается любой ценой оградить российских миротворцев от разумной критики. что ставит его перед неудобным императивом создания таких противоречивых текстов. А нуждаются ли российские миротворцы в защите, к тому же такой?

Ответ на этот вопрос кроется в других мыслях Варданяна. Согласно этим мыслям, необходимо сделать все, чтобы российские миротворцы получили международный мандат, продлили свое присутствие в местах дислокации на десятки лет, увеличили свою численность, увеличили боезапас. Одним словом, присутствие России в регионе будет увековечено. Вольно или невольно Рубен Варданян становится слугой интересов России. Это еще ничего, он открыто приписывает эту роль всему населению Нагорного Карабаха. Иными словами, отправной точкой является не то, что нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован, чтобы вражда и война исчезли и чтобы в регионе наступил мир. Варданян, похоже, путает места телеги и лошади, ведь конечной целью нагорно-карабахского конфликта не должно быть пребывание российских миротворцев.