Премьер-министр Никол Пашинян принял участие в пленарном заседании 7-го Восточного экономического форума на тему «На пути к многополярному миру» во Владивостоке.
В мероприятии также приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Путин, Премьер-министры Мьянмы и Монголии, Председатель Постоянного комитета Всекитайского народного собрания Китая. Премьер-министр Индии Нарендра Моди, главы правительств Малайзии и Вьетнама выступили на форуме дистанционно.
В своем выступлении Никол Пашинян, в частности, отметил:
"Уважаемый Владимир Владимир,
Дорогие друзья,
Позвольте мне прежде всего поблагодарить Владимира Владимири за приглашение на VII Юго-Восточный экономический форум, площадку для обмена мыслями и идеями по широкому кругу вопросов.
Следует отметить, что самая распространенная фраза в текущем году, наверное, звучит так: «Мы живем в необычное время». Но если посмотреть глубже, возникает вопрос, а когда это были нормальные времена? Справедливости ради надо сказать, что человеческая история — это, как правило, цепь, а не последовательность обычных времен. Для этого человечество создало другую формулу, согласно которой каждая кризисная ситуация приносит новые вызовы и открывает новые возможности. Сейчас главная задача правительств и государств — понять, как справляться с вызовами и как выявлять и использовать возможности.
В этом контексте, конечно, и для нашего региона сейчас необычные времена, потому что здесь есть вызовы, которые существуют давно и связаны они, прежде всего, с безопасностью. Как это связано с текущей ситуацией? когда внимание всего международного сообщества, и особенно Российской Федерации, стратегического союзника Армении в сфере безопасности, приковано к ситуации вокруг Украины, возникают конкретные опасения, что это может привести к дестабилизации ситуации в нашем регионе.
И, кстати, в последние годы у нас не очень стабильная ситуация. Вы знаете, что в 2020 году мы пережили войну, и когда Азербайджан начал эту войну, все внимание международного сообщества, в том числе Российской Федерации, было приковано к пандемии коронавируса. Мы надеемся, что в тесном сотрудничестве с Российской Федерацией и нашими партнерами мы сможем управлять и держать ситуацию в регионе под контролем.
Это также очень важно для глобальной безопасности. Хочу отметить, что у нас есть и хорошие новости, потому что сейчас в экономике Армении очень хорошая динамика. В этом году мы нацелились на экономический рост не менее 7 процентов. И в этом контексте хотел бы подчеркнуть, что Евразийский экономический союз оправдал себя для нашей страны и в этой конкретной ситуации, потому что экономический рост, который сейчас наблюдается в Армении, связан со свободами, которые предоставляет Евразийский экономический союз. . Я имею в виду свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и мы видим это воочию. Конечно, здесь нужно работать над следующим этапом, чтобы сохранить эту динамику, чтобы после такого экономического роста не возник новый экономический кризис.
Поскольку здесь уже обсуждался вопрос, связанный с регионами, необходимо уточнить, какое отношение Армения имеет к Юго-восточному форуму и Дальнему Востоку. Известно, что в текущей ситуации меняются логистические схемы, и если мы посмотрим на карту, то увидим и заметим, что открываются возможности и для Армении. Несмотря ни на что, движение товаров с востока на запад и с запада на восток не прекратится, а также с севера на юг и с юга на север. Если мы посмотрим на карту, то очевидно, что Армения находится на перекрестке этих дорог и путей. Мы считаем, что действительно есть возможности, которые следует попытаться использовать. Сейчас мы реализуем в Армении проект «Север-Юг», это строительство новой автомагистрали, которая соединит нашу южную границу с Ираном с северной границей с Грузией.
Здесь также появляется новая возможность. Вы знаете, что 9 ноября 2020 года благодаря личным усилиям Владимира Владимира Путина между Арменией, Россией и Азербайджаном было подписано заявление о прекращении всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. А пункт 9 этого заявления говорит о разблокировании всех региональных экономических и транспортных инфраструктур. После этого, 11 января 2021 года, на этот раз в Москве, мы подписали трехстороннее заявление с президентами России и Азербайджана о создании рабочей группы во главе с заместителями премьер-министров Российской Федерации, Армении и Азербайджана, которая занимается открытие инфраструктур в нашем регионе между Арменией и Азербайджаном. Идея этого проекта состоит в том, чтобы что Армения получит транспортные пути через территорию Азербайджана, Азербайджан получит транспортные пути через территорию Армении. В глобальном масштабе это возможность открыть новые каналы международной торговли.
Должен сказать, что мы в этом заинтересованы и надеемся решить этот вопрос в ближайшее время при поддержке России. Конечно, здесь не все решено. Есть хорошие подвижки в работе трехсторонней комиссии, но не все решено, потому что нужно решить юридические вопросы, по каким правовым нормам должны работать эти дороги. Общая позиция ясна: открываемые дороги должны действовать под полным суверенитетом стран, через которые они проходят. И мы надеемся, что на этом принципе нам удастся реализовать проект, который мы называем «Армянский перекресток». Мы надеемся, что дороги, соединяющие юг с севером и запад с востоком, пройдут через территорию Армении. Я думаю, что этот проект очень важен не только для стран региона: Армении, Ирана, Азербайджана, Грузии, Турции. но и для Российской Федерации, стран Дальнего Востока, стран Востока в целом, Африканского региона, а также Ближнего Востока. Это действительно глобальный проект, который мы надеемся реализовать.
Вы знаете, что мы начали разговор с Турцией. Мы надеемся урегулировать отношения с Турцией с помощью России. Идет интенсивный разговор с Азербайджаном в направлении урегулирования нагорно-карабахской проблемы. В этом контексте мы также ожидаем поддержки Российской Федерации не только как стратегического союзника Республики Армения. Россия также является очень близким партнером для Азербайджана, я думаю, что это открывает возможности. Хотел бы также подчеркнуть роль России как государства-сопредседателя Минской группы ОБСЕ, которая занимается урегулированием нагорно-карабахской проблемы.
Каковы основные проблемы безопасности в нашем регионе, которые нас беспокоят? Есть силы, которые считают, что Россия является ключевым фактором безопасности в нашем регионе - по крайней мере, такое восприятие существует в Республике Армения, это подтверждается отношениями и соглашениями, которые действуют между Российской Федерацией и Арменией - Российская Федерация очень занята украинской темой, и это может быть использовано как возможность для дестабилизации ситуации. Может показаться забавным, но возникает ситуация, когда есть силы, которые тратят много сил на то, чтобы в Москве представить Армению как государство с прозападным правительством, а в Европе и на Западе представить Армению как сильно пророссийскую, и использовать это как фактор для дестабилизации ситуации в регионе.
Я очень рад, что мы ведем тесный диалог с нашими партнерами по этим вопросам, пытаемся уточнить наши позиции по всем вопросам международной повестки дня. Конечно, наши отношения с Россией были и остаются союзническими и стратегическими. Надеемся, что этот фактор станет ключевым для стабильности и мира в нашем регионе.
Я хотел бы закончить свое выступление немного нестандартной мыслью. Не могу сказать, что я в этом убежден, но у меня складывается впечатление, что государства, все правительства мира без исключения хотят мира и стабильности. Проблема в том, что у каждого свое представление о мире и стабильности. Собственно, ради чего происходят все войны и конфликты, какова цель этих конфликтов и войн? Конечная цель – мир, потому что все борются за мир, все хотят мира, стабильности, и в этом главная проблема. У каждого свое представление о мире и стабильности, и наша цель и задача, к сожалению, порой неразрешимая проблема, как-то сблизить наши представления. Конечно, для основных игроков.
В последние годы очень популярна эта формулировка - многополярность. Вроде бы и на этот счет есть очень близкий консенсус, но проблема в том, что каждый понимает многополярность по-своему, и здесь тоже надо пытаться сблизить позиции и понимания потенциальной многополярности. Спасибо за внимание":