Продление Советом Европейского союза мандата миссии наблюдателей ЕС в Армении свидетельствует о том, что Брюссель считает работу миссии полезным инструментом в содействии стабильности на Южном Кавказе.
Об этом в беседе с корреспондентом Арменпресс заявил глава миссии наблюдателей ЕС в Армении Маркус Риттер, говоря о продлении мандата миссии, дальнейшей деятельности миссии, ситуации на армяно-азербайджанской границе, а также об обвинениях, звучащих со стороны Азербайджана в адрес миссии ЕС.
Глава наблюдательной миссии ЕС также отметил, что с февраля 2023 года, с первого дня работы миссии на армяно-азербайджанской границе, количество пограничных инцидентов между Арменией и Азербайджаном значительно сократилось.
- Господин Риттер, наблюдательная миссия Европейского союза действует в Армении уже более двух лет, в частности, на армяно-азербайджанской границе. В целом, как Вы оцените деятельность миссии и ее значение для стабильности на Южном Кавказе и в Армении.
- Очевидно, что с момента нашего (ред. миссии наблюдателей ЕС в Армении) прибытия в Армению 23 февраля 2023 года количество инцидентов вдоль границы и контрольной линии между Азербайджаном и Арменией значительно сократилось. Я убежден, что именно наше влияние, наше патрулирование вдоль границы, наше присутствие способствуют сокращению инцидентов. Не только мы, но и политическая обстановка, переговоры между Азербайджаном и Арменией способствуют сокращению инцидентов. Я уверен, что своим присутствием мы поддерживаем этот общий процесс.
- В январе 2025 года Совет Европейского Союза принял решение продлить мандат миссии ЕС в Армении еще на два года, до 2027 года. Господин Риттер, как Вы оцените это решение и насколько важным Вы считаете продление мандата миссии?
Само решение показывает, что Европейский Союз рассматривает нас (ред. миссию наблюдателей ЕС в Армении) как полезный инструмент содействия стабильности на Южном Кавказе. Это также дает понять, что армянская сторона хочет, чтобы мы остались, потому что мы здесь по приглашению правительства Армении, и именно по этому соглашению или по соглашению между Европейским Союзом и правительством Армении мы должны остаться еще на два года, что показывает, что к нам относятся позитивно.
- Азербайджан всегда выражал недовольство деятельностью наблюдательной миссии ЕС в Армении, заявляя, что миссия не способствует процессу урегулирования между Ереваном и Баку, и обвиняя ее в проведении разведывательных работ на приграничных территориях. Что Вы скажете по поводу этих заявлений, и в чем, по Вашему мнению, цель подобных заявлений?
- Как я уже отметил, количество инцидентов значительно сократилось, люди чувствуют себя безопаснее и защищеннее. Это факт, и это часть нашей работы. Что касается обвинения в разведовательной деятельности, то оно было с первого дня нашего пребывания здесь, и мы делали то же самое, что и сейчас. Мы никогда этого не изменим. Мы открыто патрулируем границу и линию контроля. Когда мы оказываемся где-то на границе, мы всегда занимаем такую позицию, чтобы обе стороны могли видеть, что мы там находимся. Все, что мы делаем, это видно. Мы наблюдаем за тем, что происходит на границе. Это значит, что мы смотрим не только на то, что делает азербайджанская сторона, мы также смотрим на то, что делает армянская сторона, потому что Брюсселю нужно знать от нас, какова ситуация на границе. Они не хотят, чтобы мы знали, что делает Азербайджан. Поэтому мы смотрим на обе стороны, потому что мы хотим доложить Брюсселю полную ситуацию, все, что происходит. Поэтому мы всегда патрулируем открыто. Мы никогда нигде не прячемся и не скрываемся. Это то, что мы делали с самого начала, и это то, что мы делаем сейчас. Это означает, что азербайджанской стороне очень легко нас заметить, увидеть, где мы находимся, потому что мы не хотим прятаться. Хорошо, если они видят, что мы там. Даже о патрулированиях, которые мы проводим с сопровождением, мы уведомляем Баку за неделю посредством офиса спецпредставителя. Это значит, что они заранее знают, куда мы идем и где мы будем в конечном итоге. Это очень, очень открыто и прозрачно, и мы не ведем никакой разведывательной работы. О намерениях, почему Баку это делает, следует спросить у Баку. В любом случае, мы не удобны обеим сторонам, поскольку привносим в зону этого конфликта какую-то международную точку зрения. Это и для армянской и азербайджанской сторон означает, что ничего нельзя начать без того, чтобы мы, международное сообщество и особенно Брюссель не узнали бы о том, что там происходит.
- Господин Риттер, в ответ на требование президента Азербайджана Алиева убрать миссию наблюдателей ЕС с армяно-азербайджанской границы премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян заявил, что Ереван предложил Баку вывести наблюдателей ЕС с уже демаркированных участков границы. Какова позиция миссии по этому вопросу?
- В конце прошлого года у меня была встреча с премьер-министром Николом Пашиняном, и мы обсуждали этот вопрос. Речь идет не о том, чтобы вывести нас с границы, а о том, что в приграничных районах, которые согласованы, разграничены и четко обозначены, в нас уже нет потребности. Нам больше не нужно находиться в приграничной зоне, но это не значит, что мы не продолжим посещать деревни, фермы, чтобы разговаривать с людьми внутри границы. Если правительство Армении и азербайджанская сторона согласятся, что мы не должны напрямую патрулировать в уже четко разграниченных приграничных районах, мы не видим в этом проблемы.
- Господин Риттер, основываясь на оперативную информацию патрулей миссии и работах, проводимых в приграничных районах, как Вы оцените нынешнюю ситуацию на армяно-азербайджанской границе?
То, что видят и сообщают патрули, это то, что ситуация на границе довольно спокойная. Но то, что мы также видим и сообщаем, заключается в том, что обе стороны укрепляют свои позиции. Таким образом, обе стороны продолжают готовиться к худшему развитию, это очевидно, но на данный момент мы не видим напряженности, и это длится уже месяц, поэтому мы вполне уверены, что регион находится на правильном пути, но мы всегда говорим: будьте готовы к худшему, но будьте готовы и к лучшему. И нам кажется, что обе стороны следуют этому совету.
- Планируется ли в ближайшее время внести изменения в численность и структуру миссии?
- Нет, во втором мандате будут те же вопросы и задачи, что и в первом. Это означает, во-первых, патрулирование и отчетность вдоль границы и линии соприкосновения. Во-вторых, наши так называемые патрули безопасности для повышения чувства защищенности и безопасности местного населения в районах, затронутых конфликтом. И в-третьих, шаги, способствующие укреплению доверия.С декабря прошлого года мы посещаем школы в приграничных деревнях, чтобы говорить с детьми, с учащимися, объяснить им, кто мы, чем мы занимаемся, что такое Европейский Союз, что представляет собой Европейский Союз. И мы хотим расширить эту деятельность. Мы не только хотим посещать школы в будущем, но и хотим продвигать нашу работу, европейскую идею, а также дать всем знать, что мы не занимаемся шпионажем, разведывательной деятельностью или чем-то еще. Мы гражданская невооруженная миссия, которая хочет помочь внести стабильность в этот регион.