В ходе дебатов на тему «Будущее Нагорного Карабаха» в комитете по иностранным делам Конгресса США помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен заявил, что они сосредоточатся на трех направлениях: кзабота о людях, вынужденных покинуть свои дома в сентябре, поддержка Армении и достижение мира.
Он подчеркнул, что этот конфликт в регионе является наследием участия СССР и России.
«Мы занимаемся этой ролью на протяжении веков, особенно речь идет о последних трех десятилетиях. Более 100 тысяч человек покинули Нагорный Карабах, поэтому мы настаиваем на том, чтобы они имели доступ в этот регион, если захотят", - сказал он.
По словам О'Брайена, они работают в этом направлении и хотят, чтобы армяне Нагорного Карабаха имели право голоса.
"Кроме того, США по заданию госсекретаря готовят всеобъемлющий и прозрачный доклад о том, что произошло в Нагорном Карабахе. Мы наняли независимых следователей, у нас на местах работают и свои следователи, есть информация от неправительственных организаций, и когда отчет будет готов, мы открыто представим результаты. Я не могу назвать даты", - сказал он.
Джеймс О'Брайен также сообщил, что они работают над поддержкой Армении. «Думаю, мы поможем Армении преодолеть эту сложную ситуацию. Мы работаем с ЕС, чтобы предложить поддержку Армении в ближайшие месяцы».
Помощник по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен сообщил, что они также работают над мирным соглашением.
«Следующие две недели будут очень важны для проверки готовности сторон в этом плане. Самая трудная часть переговоров — сказать «да». Мы дали понять, что после событий 19 сентября отношения с Азербайджаном не могут продолжаться нормально, если не будет прогресса на пути мира, поэтому мы отменили несколько визитов на высоком уровне и осудили действия Азербайджана", - сказал он.
О'Брайен добавил, что применение силы неприемлемо. "Любой коридор должен создаваться только с согласия Армении. Коридоры, созданные другими способами, получат быстрый ответ и не будут иметь успеха. Власти Баку заверили нас, что у них нет таких намерений. Мы следим за передвижением вооруженных сил и боеприпасов. Ничего необычного мы не заметили».