Согласно проекту изменений в Судебный кодекс РА, в отношении судьи будет возбуждено дело о нарушениях, выявленных постановлениями ЕСПЧ до 15-летней давности.
Большое количество дел с постановлениями ЕСПЧ относятся к решениям от 1 марта։ Radar Armenia побеседовал по этому поводу с представителем АНК Арменом Хачатряном.
- Господин Хачатрян, как вы оцениваете эти изменения, внесенные в Судебный кодекс?
- Что касается уголовных дел 1 марта и их раскрытия, то вера в эти органы полностью потеряна. Однако отметим, что НС внес изменения и дополнения в закон. Как на партийном уровне, так и в ходе профессиональных дискуссий мы выдвигаем тезис о том, что пределы проверки судей должны быть широкими и касаться принципиальных нарушений, коррупционных явлений и т.п. совершенных судьями с 1996 года. Было такое предложение с нашей стороны снять ограничения по срокам.
Юристы помнят, что в советское время совершение судьей заведомо незаконного акта правосудия считалось преступлением. Это было одно из редких преступлений, не имевших срока давности. Совершенно верно, судья всегда должен знать, что умышленное совершение заведомо неправосудного судебного акта является преступлением, не имеющим срока давности. Теперь посмотрим, как это будет работать в реальности.
- Считаете ли вы, что в отношении судей, вынесших незаконные приговоры, будут возбуждены дисциплинарные производства?
- Сейчас меня радует тот факт, что стороны процесса имеют право ходатайствовать о возбуждении данного дисциплинарного производства. Например, в ближайшее время ожидается решение Европейского суда в отношении Аршака Манукяна, мы немедленно подадим заявление о возбуждении дисциплинарного производства в отношении Александра Азаряна, а также повторно подадим заявление о возбуждении дисциплинарного производства на основании уже вынесенных решений. Те судьи, которые допустили нарушение основного права, умышленно пренебрегли сущностью правосудия, должны как минимум нести ответственность.
- Вы посчитали это новое изменение шагом вперед, достаточно ли его в плане привлечения к ответственности виновных в правовых последствиях по делам 1 марта?
- Вы знаете, я своего мнения не изменил и никогда не изменю. Правительство, пришедшее к власти с этим обещанием с площади, должно было сделать 3 вещи. Меня соблазнили обещания правительства, как представителя другой политической силы, выйти на площадь и поучаствовать в движении. Мне обещали: раскрытие организаторов и исполнителей преступления 1 марта, оправдание политзаключенных, наказание судей. Ни одно из этих трех обещаний не было сделано по сегодняшний день.
И организаторы, и виновники 1 марта остались безнаказанными, 40 политзаключенных до сих пор носят клеймо осужденных за тяжкие преступления, а судьи, осудившие десятки невиновных людей, до сих пор не только при исполнении служебных обязанностей, но и расследуют громкие уголовные дела. После этого у меня нет уверенности, что это правительство собирается устранить несправедливость, о котором я упомянул