Реплика

Путин избегает названия «Нагорный Карабах»?

В речи президента России Владимира Путина по поводу встречи в Сочи 31 октября и в тексте трехсторонней декларации термин «Нагорный Карабах» отсутствовал везде.

Более того, обращая внимание на высказывания президента России, мы видим, что он избирательно использует название «Карабах». В клубе «Валдай» Путин использовал формулировку «Карабах», вольно или невольно опуская «нагорную» часть. Армянские пророссийские круги с большим энтузиазмом подхватили этот эпизод и стали противопоставлять его Западу на медийных площадках и в публичных выступлениях, в результате чего в западной версии урегулирования нет упоминания о Нагорном Карабахе, а здесь, об этом говорит российский президент.

Однако встреча в Сочи преподнесла в этом плане сюрприз. В тексте опубликованного заявления Нагорный Карабах вообще не упоминался. В разделе о российской миротворческой миссии используется аморфная формулировка «зона развертывания». И где эта зона? Для читателя, не знакомого с историей и политической географией региона, эта часть текста заявления совершенно непонятна. Возможно, под названием «зона развертывания» можно также понимать какой-нибудь уголок на Луне или Марсе, учитывая беспрецедентные технологические достижения человеческой цивилизации в 21 веке? Понятно, что Россия не в состоянии заставить или хотя бы убедить Азербайджан использовать название «Нагорный Карабах» по другим положениям трехсторонних заявлений. Но разве это не странно, когда речь заходит о дислокации российских миротворцев?, Россия сталкивается с той же проблемой. Не считает ли российское государство, что местонахождение их миротворцев должно быть зафиксировано на бумаге и обнародовано миру? Президент России не исключает, что завтра-послезавтра Азербайджан на основании подобных заявлений начнет утверждать, что раз конкретной дислокации миротворцев нет, значит, и миротворцев в этой «виртуальной зоне» быть не должно.

Однако что можно предположить в этой ситуации? На самом деле Путин использует двусмысленность. В Валде в отсутствие Ильхама Алиева он использует формулировку «Карабах», а в Сочи в присутствии лидера Азербайджана не только не использует ее, но даже прибегает к такому экзотическому приему как в тексте заявления. Интересно, однако, что российские СМИ, представляя речь Путина, практически везде использовали термин «Нагорный Карабах» или «Карабах», приписывая его использование президенту России. Между тем расшифровка видео доказывает обратное. По сути, читатель, не смотревший видеоверсию выступления, даже не узнает, что Путин на самом деле не использовал эту формулировку.